Развитие детского творчества в довоенной стране

3940d58903274a760c5b4f830940b2c9_CCI00011Детское творчество является высшей формой активности и самостоятельности личности, направленная на создание ценностей в различных сферах ее жизнедеятельности. Результаты такой деятельности имеют социальную значимость и отличаются новизной поставленных задач и путей их решения.
Как отмечал Гете, ребенок может по всему сделать все. Однако, для этого необходимо создать соответствующие условия. Родители должны заботиться о привлечении детей в детские объединений по интересам, поощрять их к участию в концертах, конкурсах, соревнованиях, выставках и т. Чтобы определить сферы интересов и возможностей личности, необходимо наблюдать за ней, проявлять ее интерес к предпочтений, поддерживать и стимулировать творчество.
В статье 31 Конвенции о правах ребенка говорится, что ребенок имеет право на участие в культурной и творческой жизни, имеет право на участие в играх, досуговых мероприятиях, соответствующих его возрасту, заниматься искусством, то есть на творческое развитие. Чтобы сформировать личность, надо развивать в ней
способность к самостоятельности, активности, к творчеству. Наиболее благоприятные условия для развития детского творчества разного направления (эстетической, технической, научной и др.) Э во внешкольных учебных заведениях, целью которых является обеспечение потребностей ребенка в творческой самореализации, создание условий для организации содержательного досуга в соответствии со способностями, дарований и состояния здоровья. Важность и актуальность проблемы вызывают постоянную заинтересованность в исследователей, находит отражение в литературе.
Как отмечала Т. Сущенко, внешкольное педагогику можно рассматривать как науку о воспитании творчеством. Приоритетными ее категориями являются понятия “сотворчество, увлечения, интерес, творческая деятельность, исследовательскую, интеллектуальная независимость, саморазвитие, психологический комфорт, одаренность, гармоничный и всестороннее развитие, взаимодействие”.
Педагогический процесс во внешкольных учебных заведениях направлен на всестороннее развитие личности, формирование социального опыта на основе собственных желаний ребенка, учета его наклонностей и задатков. В внешкольном педагогическом процессе ребенок не просто воспроизводит то, что усваивает. Благодаря своей уникальности и неповторимости она дополняет, совершенствует то, что усвоил, научилась. В этом заключается закон творческого поведения и особенность методики внешкольного педагогического процесса, которая строится на обязательном поощрении ребенка, богатстве впечатлений, создании оптимальных человеческих отношений, которые являются источником продуктивной творческой деятельности детской сообщества. Самая главная функция внешкольных учебных заведений – найти такие виды деятельности, такой труд, где ребенок смог бы стать настоящим творцом. Без этого не может быть и речи о развитии творческой, всесторонне развитой личности.
Ш. Амонашвили считает, что “… шалости ребенка – это мудрость детства. Это проявление творчества ребенка, стремление к нестандартному поведению. С шалунов вырастают творческие личности”. Воспитание творческой и гармонично развитой личности опирается на свободный выбор.
С. Шацкий, один из организаторов первых внешкольных заведений, отмечал, что благодаря внешкольном воспитанию можно достичь того, что все дети и подростки смогут развивать свои творческие способности, положительные интересы. Он писал, что дети любознательны, стараются ко всему прикоснуться, все попробовать; стремятся проявить себя, делиться своими впечатлениями, отсюда и развитие творческого воображения, фантазии. В своей практической деятельности С. Шацкий всегда создавал благоприятные условия для творческой интересной работы, в которой дети могли бы “проявить себя”. Предлагая открыть детский клуб, он опирался на главную идею детского клуба – организовать центр, где детскую жизнь будет строиться на основе требований, вытекающих из природы ребенка. По его мнению, клуб – это такое творческое объединение воспитанников, где созданы благоприятные условия для различных встреч, интересного досуга, содержательной работы, занятий искусством, игры и т.п.. Еще в 1937 Н.К. Крупская подчеркивала, что “..позашкильна работа чрезвычайно важна, так как она может помочь правильному воспитанию детей, создать условия для их всестороннего развития. Мы должны инициативу детей подхватывать, помогать детям в творческой работе, руководить ими, направлять их интересы”.
Выготский отмечал, “что творчество существует везде, где человек представляет, комбинирует создает что-то новое, которым малым бы оно не считалось по сравнению с творчеством гениев”. Поэтому надо распознать индивидуальную логику творческого развития ребенка и создать для них соответствующие условия. Любой ребенок имеет способности к творчеству, необходимо только ее организовать. Для плодотворной работы необходимо сотрудничество питомца и педагога. Ситуация сотворчества положительно влияет на все мотивы деятельности, является одновременно целью и средством процесса обучения и воспитания. Чтобы организовать сотворчество педагога и воспитанника в практической деятельности, необходимо общая эвристическая направленность обучения и воспитания, которая обеспечивается увеличением круга поисково-творческих задач, созданием психологической атмосферы сотрудничества, взаимной поддержки, сотворчества.
Развитие детского творчества был одной из основных задач деятельности внешкольных заведений, рождались. Главной целью воспитательной деятельности внешкольного заведения было определено всестороннее гармоничное развитие личности, начало личностный подход к ребенку, признано ценность, необходимость внешкольного воспитания. Стремление к воспитанию всесторонне гармонично развитой личности содействовало раскрытию природного таланта детей. Признание внешкольного образования как средства всестороннего развития личности, осуществляется во внешкольных учреждениях, остается актуальным на протяжении многих десятилетий. В основном за период 1920-1941 гг. в стране сложилась государственная и общественная сеть внешкольных учреждений, что позволило развивать всесторонние способности и интересы молодого поколения. Определились типы внешкольных учреждений как комплексных (дома, дворцы пионеров, детские городки, парки и т.п.), так и специализированных (станции юных натуралистов, техников, туристов; музыкальные, художественные, спортивные школы; библиотеки, библиотеки-читальни, детские театры, кинотеатры, театры кукол, детские железные дороги и т.д.). Разные мотивы побуждали детей и подростков посещать эти внешкольные учреждения.
Изучение материалов исследуемого периода показывает, что внешкольная работа была “чрезвычайно важна, так как она могла помочь правильному воспитанию детей, созданию условий для их всестороннего развития”.
Необходимо было подхватывать инициативу детей, помогать в их творческой работе, руководить ими, направлять их интересы.
Как свидетельствуют документы и материалы, в 30-40 гг. Воспитательная работа во внешкольных учреждениях проводилась по таким основным направлениям: политико-воспитательный; технико-производственный; научно-исследовательский; художественно эстетический; военно-физкультурный; экскурсионно-туристской; оздоровительный; патриотический; досуговый. Такие направления внешкольной деятельности создавали условия для всестороннего развития молодого поколения: формирование сознания юных граждан государства, патриотов, рост потенциала их творческой деятельности, профессиональной ориентации. Содержание воспитательной работы заключался в удовлетворении потребностей государства, запросов детей и подростков в различных областях культуры, науки и техники, организации содержательного и интересного досуга.
Начиная с 1918 среди учреждений социального воспитания широкого развития приобретают клубы – “мастерской, где куются характеры для будущего нации, им принадлежит большое будущее», – главная задача которых – организовывать разумное, интересное занятие и развлечения, выводить негативные привычки и наклоны, способствовать развитию лучших инстинктов и настроений души. Клубы создавались на принципах труда, воспитывали волю, инициативу, творчество и общественный дух детей. В 20-х гг. Клубы были самым распространенным типом внешкольных детских учреждений. Они давали молодому поколению возможность получить знания и заняться интересной и умной делом, содержательно провести свободное время. Однако, в этот период начали создаваться и другие типы внешкольных учреждений.
Так, в феврале 1920 по инициативе НКО театральный комитет разработал план создания государственного детского театра в городах. Театральные представления имели возбудить в детях творческой импульс, организовать их, научить быть организаторами. Как показала практика, детский театр имел большое воспитательное воздействие на молодое поколение, возбуждал творческие способности, развивал мышление, эмоции, учил жить на положительных примерах, не оставлял равнодушными.
Большое внимание привлекала в 1920-1925 гг. и работа библиотек. Постановления партии и НКО о развертывании массово-воспитательной работы среди детей ставили перед библиотекой задачу максимально использовать книгу для воспитания всесторонне развитой личности, гражданина. От детского библиотекаря требовалось знать возрастные особенности ребенка, основы педагогики, школьные программы, ориентироваться в учебном процессе, владеть всей книжной продукцией, которую можно использовать в работе с детьми, и методикой работы с книгой среди учеников.
Следует отметить, что в 1923г. в городах как новый тип внешкольного заведения было создано первое детское экскурсионное бюро, деятельность которого заключалась в разработке планов и маршрутов экскурсий, консультаций по вопросам детского туризма. Материал наблюдений во время экскурсий становился достоянием школьного музея как исходной ячейки краеведения.
С 1924-1925 гг. Начинается стабилизация и постепенное возвышение народного хозяйства и школы, поэтому создание новых типов внешкольных заведений на данном этапе рассматривалось как важная задача социалистического строительства. Главная задача состояла в построении массовой работы с подрастающим поколением на основе исследовательской деятельности детских коллективов в области науки, техники, искусства, организация общественно полезного труда и разумного досуга и отдыха. В связи с этим начали создавать профильные внешкольные учреждения.
Так, по инициативе в 1925 были созданы детские биологические станции, которые в 1926 переименованы в Центральную опытно-педагогическую агробиостанцию. Здесь работали кружки кролиководов, метеорологов, садоводов, птицеводов, проводилась разнообразная исследовательская работа. Основными задачами станции было оказание помощи школам по организации натуралистической работы, проведение занятий с кружковцами, воспитания любви к природе родного края. Такие станции начали функционировать в разных городах страны, а уже на 1930 их насчитывалось 8. Актуальность деятельности станций юных натуралистов заключалась в их активной помощи в восстановлении сельского хозяйства, в озеленении городов и сел.
Одной из главных задач внешкольного воспитания было привлечение детей и подростков к технике, расширение политехнического кругозора. Технические кружки начали работать с 1923, потому что в этот период трудовое воспитание стало одним из ведущих направлений деятельности внешкольных учреждений. Перед кружками ставилась задача – развивать детский интерес к техническому творчеству, изучать историю развития техники, проводить технические экскурсии, организовывать выставки. В внешкольных заведениях организовывали популярные беседы, лекции на технические темы, чтение в связи с изучением производства. Велись поиски новых типов детских внешкольных учреждений.
В декабре 1927 в городах была организована первая в республике детскую техническую и сельскохозяйственную станцию. Детские технические станции (ДТС), или станции юных техников (СЮТ), были призваны вести работу с детьми в области техники. При станциях действовали кружки юных авиа- и судомоделисты, радиокружков т. Основными принципами содержания работы этих кружков были непосредственная общественная польза всего производимого кружками; тесная связь практической работы кружка с изучением соответствующей отрасли промышленности; увязка работы кружка со всей работой учреждения; коллективность в работе; самая самодеятельность детей в определении и построении работы; посильнисть материала.
В 1920-1941 гг. Во внешкольных учреждениях использовались массовые, групповые и индивидуальные формы организации воспитательной работы. Их выбор зависел от поставленной цели и содержания работы, от количества детей и подростков, охваченных внешкольной деятельностью. Цель, задачи, принципы внешкольной работы были направлены на воспитание всесторонне гармонично развитой личности. Творческая деятельность воспитанников представляла собой иногда настоящую инициативу и новаторство. Например, кружковцы Винницкого дворца пионеров и октябрят более года строили свой первый в СССР миниатюрный пионерский сахарный завод, на котором была установлена ​​вся необходимая аппаратура, изготовленная на заводах области. Почти все процессы производства здесь были механизированы. Завод начал работать 8 декабря 1936 и производил 8 кг сахара ежедневно. Дети и подростки учились самостоятельно работать, проводить исследования, наблюдать.
Детская экспериментально-исследовательская, поисковая и изобретательская работа была направлена ​​на решение общечеловеческих или социально-экономических задач, в связи с чем воспитанники чувствовали свою причастность к жизни взрослых, учились организовывать труд, как взрослые, понимали и свою ответственность. Такая работа приводила со временем к тому, что интерес к выбранной темы перерастал в серьезную увлеченность, в дело всей жизни. Следует подчеркнуть, что исследовательскую и поисковую деятельность воспитанников направляли известные ученые, научные сотрудники высших учебных заведений, учителя.
Дети и подростки приобретали умений и навыков экспериментально исследовательской работы, участвовали в профессиональных экспедициях, олимпиадах, конкурсах, выставках, могли общаться с изобретателями, учеными. Впоследствии кружки и объединения такого направления перерастали в научные общества. Это способствовало творческому развитию воспитанников, помогало воспитывать, растить научную элиту в государстве. Обогащение научными знаниями и теоретически обоснованным общим социальным опытом сопровождалось непосредственным участием детей и подростков в борьбе рабочего класса за общественный прогресс. Итак, выполняя общественно полезную работу, участвуя культурной деятельности, дети и молодежь применяли полученные ими теоретические знания, углубляли их, проверяли достоверность. Положительные последствия в индивидуальной воспитательной работе с детьми стимулировали проявление доброты, внимания, заботы, своевременной помощи. Отсюда возникала атмосфера взаимоуважения и взаимодоверия.
Для стимулирования творческой деятельности молодого поколения широко использовалось соревнования, которое охватывало различные формы внешкольной деятельности: (общественно полезный труд, художественное творчество и т.д.). Оно помогало воспитателю лучше увидеть и оценить возможности каждого ребенка, способствовать ее развитию, воспитывать волю, характер. Таким образом, соревнования направляло на воспитание нужных человеку и обществу качеств, организовывало достижения успехов, сплачивало коллектив, учило побеждать. Во время соревнования оказывались и развивались интересы и творческие способности детей и подростков, активизировалась познавательная и другие виды полезной деятельности. Сила соревнования заключалась в его гласности и объективном сравнении итогов.
Формы организации работы в внешкольных заведениях также всегда соответствовали содержанию и цели, были относительно устойчивыми и самостоятельными, имели свою структуру, которая предусматривала взаимодействие воспитанников и воспитателей. Изменения в содержании внешкольного воспитания обусловили перестройку старых и возникновения новых форм организации работы, соответствующих этому содержанию. В свою очередь, новое содержание и цель внешкольного воспитания вызвали к жизни новые и подчиняли старые формы, придавая им современные черты и динамического характера. Чтобы достичь поставленной цели, надо было найти оптимальные формы организации учебно-воспитательной деятельности, которые способствовали бы эффективному воздействию, повышению уровня знаний и умений, формированию творческой личности, так как эффективность воспитательной работы зависит от формы ее проведения.
Среди форм воспитательной работы наиболее продуктивной была массовая работа, курс на которую был определен еще в 1920-1930 гг. В связи с большим количеством безнадзорных. В эти годы в стране функционировало мало внешкольных заведений, средства были тоже ограничены, поэтому возникла необходимость в первую очередь организовывать детей в тех местах, где они проводили свое свободное время, – во дворе, на бульваре и тому подобное. Итак, курс на массовые формы внешкольной воспитательной работы был непосредственной деятельностью по охвату детей по месту жительства и досуга. В 30-е годы были определены основные положения организации культурно-массовой работы с детьми и подростками. Основным содержанием проведения культурно-массовой работы была пропаганда достижений искусства, науки и техники, повышение культурного уровня воспитанников, развитие творчества, организация содержательного досуга. Она строилась на принципах максимального развертывания детской инициативы и самодеятельности, проводилась в ярких и захватывающих формах, была рассчитана на максимальное удовлетворение здоровых и культурных запросов и интересов детей.
Формы организации культурно-массовой работы дифференцировали соответствии с возрастом детей, начиная с простых и постепенно их усложняя. В работе с детьми младшего школьного возраста особое значение придавали игре, поэтому детский досуг заполнялось различными интересными и содержательными играми. При этом воспитательную деятельность была направлена ​​на создание у молодого поколения ярких впечатлений и переживаний, на развитие детского творчества. Формы организации культурно-массовой работы с детьми среднего школьного возраста (4-5- е и 6-8-е классы) были уже другими. Им уже предлагалось прослушать несложную лекцию, обсудить прочитанную книгу, провести тематический вечер в любую доступную тематику и тому подобное. Большое внимание уделялось работе с учениками 4-5-х классов, так как именно они требовали чуткого отношения, особого подхода в связи с особенностями своего возраста.
Работа со старшеклассниками была направлена ​​на профориентацию, получение любой допрофессиональной подготовки. Помимо развития творческих способностей старшеклассников, нужно было организовывать работу по выбору профессии: рассказывать о разных профессиях, помогать определиться. Таким образом, через правильную организацию досуга педагоги пытались поднять уровень детей, направить детскую активность, творчество на овладение “основ наук”, укрепление сознательной дисциплины.
Таким образом, внешкольная работа с детьми проводилось с целью удовлетворения их культурных интересов и запросов, развития самодеятельности и творческих способностей, организации разумного и интересного досуга, а главное, как помощь школе в воспитании будущих граждан государства. К середине 1941 в стране уже была создана и функционировала широкая сеть внешкольных детских учреждений различных типов, одним из основных принципов работы которых было развитие инициативы и творчества воспитанников и обеспечения возможности участия каждого школьника в разных видах деятельности в соответствии с его интересами и возраста.
Итак, творческое развитие ребенка, проявление ее активности в определенной степени зависел и зависит от созданных условий, методов и форм организации внешкольной работы, умелого педагогического руководства и др. Обеспечение психологического комфорта, атмосферы доброжелательности, сотрудничества, ситуации успеха, создание условий для удовлетворения потребностей ребенка и развития детского творчества было и остается одной из основных задач деятельности внешкольного учебного заведения.

Ещё поделка  Творческий отчет педагога по методу портфолио

Читайте также: