Моббинг как социально педагогическая проблема

1386698247В статье раскрывается состояние изученности моббинга как социально педагогической проблемы. Анализ научных источников позволил выделить и классифицировать основные подходы к определению и характеристики явления.
Развитие системы образования происходит в сложных социокультурных условиях и в ситуации обострения негативных явлений в среде школьников подросткового возраста. В частности, почти в каждом коллективе существует проблема моббинга — целенаправленного и регулярного психологического насилия группы по отношению к отдельным учеников класса. Таким образом нарушается право на уважение их достоинства. Моббинг дезорганизует деятельность группы, отвлекает от положительных дел, повышает уровень конфликтности и ухудшает ее морально-психологический климат и влияет на возможности самореализации в коллективе сверстников того, кто стал объектом моббинга, следовательно, требует изучения.
Анализ отечественной и зарубежной научной тематической литературы показывает, что отдельным проблемным аспектам моббинга посвящен ряд научных исследований, которые условно можно разделить на два этапа: те, которые изучали явление как феномен (природу его возникновения, особенности течения) и пришлись на ХХ в .. и те, которые проводились в XXI веке .. и рассматривали процесс дифференцированно по отношению к специфике среды возникновения (в школе, на рабочем месте, в Интернет-пространстве, в армии). Направления научных изысканий процесса выделяют сферы моббинга, где явление встречается чаще, и в силу возрастных особенностей или специфики среды приводит к наибольшему воздействию на социализацию личности.
Аналитический обзор состояния изученности моббинга позволяет засвидетельствовать доминирующий вклад в теорию и практику зарубежных педагогов, психологов, социологов Великобритании, Германии, США, Франции, Швеции. Однако в отечественной науке проблема разработана недостаточно, что объясняется заинтересованностью объектов и субъектов и наблюдателей явления в разглашении информации и отсутствием научных методических разработок по диагностике, профилактике моббинга в школьной среде. Руководители учебных заведений и педагоги обычно не отмечают проблеме моббинга за нежелания признавать собственную несостоятельность в профилактике и преодолении явления. Жертвы моббинга не разглашают издевательств над ними из-за страха унижения собственного достоинства. Социальные педагоги, практические психологи, классные руководители не имеют методических разработок, которые можно было практически использовать в диагностике и трехуровневой профилактике явления.
Слово «моббинг» происходит от английского «to mob» и означает нападать толпой, окружать.
Впервые процесс коллективного нападения назвал моббингом в 1958 году австрийский этолог К. Лоренц в контексте исследования психологии животного мира, в которой описаны примеры атаки хищника группой животных. Ученый в своей работе «Агрессия» акцентирует внимание на решающую роль группового нападения, как фактора, который добавляет, на инстинктивном уровне смелости, защищать себя или свою территорию.
Исследователь описывает наблюдения за животными, которые в одиночку становятся добычей, но в группе нападают даже на хищника — стая зебр нападает на леопарда, а гуси, которые, по его мнению, имеют врожденную високорганизованисть группового нападения в ситуации опасности — на лисицу. Позиции и наблюдения ученого позволяют провести аналогию и предположить наличие подсознательных факторов зарождения моббинга в коллективе.
Шведский врач П. Хайнемана в 60-х годах ХХ века сравнил групповой нападение животных с жестоким поведением детей по отношению к своим ровесникам и описал в книге «Моббинг — групповое насилие среди детей и взрослых».
В 80-х годах ХХ века Х. Лейман структурировал свое определение явления в виде анкеты, в которую включил 45 моббинг-действий и провел анонимный опрос 3507 шведов в возрасте от 18 до 65 лет, по результатам которого 3,5% респондентов были жертвами моббинга . Ученый охарактеризовал моббинг как систематический психологический террор одной или группы людей, направленное против другой личности, который чаще всего происходит в течение большого промежутка времени и обусловлен отношениями между преследователем и жертвой. Он считает, что моббинг присутствует, когда хотя бы раз в неделю жертва чувствует ущемление в любой форме в течение 6 месяцев и более. Исследователь в своих трудах обратил внимание на то, что в промышленности, торговле, сельском и лесном хозяйстве, здравоохранении вероятность возникновения моббинга небольшая. Однако в сфере образования он заметил высокий процент случаев моббинг-действий. В этой сфере работает 6,5% опрошенных, но количество жертв моббинга среди них 14,1%, что в два раза больше, чем в других сферах деятельности. Также ученый заметил половые различия при выборе моббинг-действий. Мужчины, как правило, пользуются рациональными стратегиями и используют следующие моббинг-действия угрожают, игнорируют объект моббинга, критикуют политические или религиозные взгляды, постоянно перебивают в разговоре, заставляют выполнять работу, которая унижает человеческое достоинство. Женщины, как правило, высказываются плохо за глаза жертвы, высмеивают перед другими членами коллектива, распространяют слухи, не дают возможности высказаться, насмехаются над физическими недостатками.
Х. Лейман классифицировал моббинг-действия по следующим признакам: коммуникативная атака (ограничение возможности высказаться по стороны руководителя, ограничение возможности высказаться по стороны коллег, постоянное прерывание, крик или брань, постоянная критика производительности, постоянная критика личной жизни, телефонный террор, устные и письменные угрозы, игнорирование контакта путем пренебрежительных взглядов и жестов) посягательство на социальные отношения (отсутствие коммуникации, запрет разговаривать с другими членами коллектива, запрет разговаривать с жертвой), посягательство на социальный авторитет (отрицательная оценка, распространения сплетен, насмешки, подозрения в психических расстройствах, намеки необходимость психиатрического обследования, насмешки над физическими различиями, карикатурное копирования жертвы, насмешки над личной жизнью, национальности, политических или религиозными взглядами, несправедливая оценка труда, сомнения в решениях жертвы, намеки на половую близость), посягательство на качество профессиональной и жизненной ситуации (не поручают ответственных задач, поручают бессодержательные задания или такие, которые выходят за пределы возможностей субъекта, поручают постоянно новые или унижающие задачи, поручают задания которые выходят за пределы квалификационных возможностей субъекта), посягательство на здоровье (принуждают к выполнению вредной для здоровья работы, угрожают применением физического насилия).
Особенностью исследования моббинга в XXI в .. значительно сужен предмет и направление научных поисков.
Юридические аспекты моббинга изучали Ю. Кравцова и П. Каратаев (моббинг в зарубежной юридической психологии).
Моббинг, как фактор, угрожающий жизнедеятельности человека, изучали Г. Гогиташвили, В. Лапин.
Моббинг на рабочем месте изучали А. Ваниорек, Л. Ваниорек («Когда работа становится адом»), Н. Дэвенпорт и Г. Эллиот (Моббинг: эмоциональное насилие на рабочих местах в США), В. Демидович (эмоциональное насилие на работе в Испании и странах Европейского Союза),
А. Кирейчев (моббинг в сфере управления человеческими ресурсами), К. бревна (психотеррора на рабочем месте), В. Тищенко (моббинг в трудовых правоотношениях), Д. Хорнштайн, Б. Уилсон.
Среди вышеуказанных ученых весомый вклад в изучение моббинга на рабочем месте внесла К. бревна, которая описала исследования в книге «Моббинг. Психотеррора на рабочем месте и его преодоление », в которой определила понятие моббинга, описала результаты собственного исследования распространенности явления, обозначила зоны моббинга, исследовала причины, участников, процесс протекания, последствия моббинга, предложила методы профилактики явления, проанализировала примеры из жизни жертв коллективных нападений.
Анализируя распространения моббинга, К. бревна обращает внимание на данные исследования, проведенного по поручению Европейского фонда по улучшению условий жизни и труда (Дублинский фонд), которое показало, что в Европейском Союзе за последний год от моббинга на рабочих местах пострадали 12000000 людей (8 % всего населения). По данным разных исследователей, в Швеции процент жертв моббинга колеблются от 2,5% до 16,2%.
К. бревна выделила следующие причины моббинга на рабочем месте: социальные, производственные (недостатки в организации труда — неблагоприятные условия внешней среды, стереотипы в организационной структуре, продвижения по службе как стимул для конкуренции, недостаточно четкое распределение задач, причины, обусловленные социальной структурой — отсутствие этических норм и ценностей, плохая структура коммуникации, отсутствие культуры споры, управление подчиненными — поведение руководителя, заниженные или завышенные требования к сотрудникам), индивидуальные («неопределенная стрессовая ситуация», поведение жертвы, зависть, фрустрация, страх, антипатия).
Последствия моббинга К.Колодей разделяет на индивидуальные (психические расстройства и физические заболевания, расстройства в личной жизни, само-губство), производственные (ухудшение организационного климата, результатов труда, «внутреннее освобождение» — сознательная неготовность к проявлению инициативы в работе; болезненность; освобождение).
Профилактику моббинга К. бревна разделяет на индивидуальную и организационную.
Во индивидуальной — имеется в виду приобретение потенциальной жертвой умение правильно решать конфликтные ситуации.
К организационной профилактики относится создание условий труда в организации, поддержка производительных социальных и трудовых отношений, институацилизация проблемы моббинга, диагностика моббинга.
Создание условий труда в организации предполагает прозрачность в организации труда, устранение избыточных или недостаточных требований, участие сотрудников в оздоровительных группах.
Для поддержания производительных и социальных отношений рекомендуется использовать супервизии, коучинг, тренинг для руководителей, тренинг профилактики конфликтности.
Институализация проблемы моббинга предусматривает проведение тематических семинаров по повышению квалификации работников, назначение внутриорганизационных консультантов по проблеме моббинга и организация специальных мест для бесед с ними, заключения организационной соглашения между сотрудниками по правилам преодоления моббинга.
Среди методов диагностики моббинга предлагается использование опросников для сотрудников по организационному климата в коллективе, переговоры с сотрудниками, анализ мобинг- дневника жертвы, опрос бывших сотрудников о причинах увольнения.
Причины и последствия возникновения моббинга среди пограничников, особенности предупреждения и преодоления моббинга в коллективе, распространения моббинга в военной среде исследовал А. Адамчук.
По результатам опроса, которые провел исследователь, было обнаружено, что среди военнослужащих 36,5% в период прохождения службы были жертвами моббинга в подразделении. При этом среди основных причин, которые порождали возникновения этого негативного явления, военнослужащие назвали: конкуренцию (50,9%), поведение жертвы (45,2%), зависть (38,4%), ничегонеделание (33,6%) , мижо- собистисни конфликты (19,3%)..
А. Адамчук выделил причины объективного и субъективного характера. К объективным ним отнесены ошибки в кадровой работе, конкуренцию, пассивность и безграмотность руководства, отрицательные групповые настроения, негативные коллективные традиции, негативное морально-психологический климат в подразделении. К субъективным — отнесено неспособность и нежелание приспособиться к коллективным норм и правил, неспособность противостоять унижениям и запугиванием, изоляция от неформальных личных контактов, негативные индивидуально-психологические качества руководителя, инициатора и жертвы моббинга.
Одно из первых исследований моббинга в школе было осуществлено среди норвежских школьников 7-16 лет Д. Ольвеусом. По его результатам выявлено 9% учеников, которые страдали от моббинга. Исследования, проведенные в Великобритании, показали 27%, в США 10,6%, в Канаде 15%, в Германии 11,1% жертв моббинга среди школьников. Больше всего случаев моббинга зафиксировано среди учащихся 6-8 классов.
К. Дамбах рассмотрел теоретические основы явления, типичное поведение жертвы, роль родителей и учителей в процессе моббинга.
Исследователь, в отличие от других ученых, не выделяет причины появления явления, но определяет типологические особенности жертв. В частности, их склонность защищаться за счет демонстративности в поведении, использовать роль шута в коллективных отношениях малой группы, прогуливать учебные занятия или симулировать болезнь с целью отстранения от общения с коллективом. Ученый констатировал тот факт, что даже в ситуации обнаружения моббинга, учителя не могут прекратить издевательства, а наказание инициаторов процесса часто сопровождается возмущением членов коллектива по несправедливости решений педагога и провоцирует увеличение групповой агрессии с использованием более изощренных средств издевательств. По его мнению, инициаторы моббинга, зачастую, рационализировать собственное поведение и не признают вины, обвиняя жертву в чувствительности и неадекватности. Лидеры группы в процессе издевательства демонстрируют свое преимущество над жертвой, а наблюдатели — другие члены коллектива, поддерживая инициатора, пытаются развлекаться в свободное от учебы время травлей.
К. Дамбах в качестве превентивных мер предлагает использовать диагностику (наблюдение, социометрию, анкетирование), психокоррекционную работу с жертвой в контексте самоактуализации, скрытую помощь жертвам издевательств в отстаивании собственной позиции, работу с коллективом.
Критический и сравнительный анализ научных изысканий исследователей позволяет выделить общие и отличительные аспекты в изучении моббинга.
Общим для большинства исследователей является понимание сущности и содержания моббинга и выделение одинаковых составляющих явления: причин или предпосылок, особенностей протекания процесса, последствий, методов профилактики или преодоления.
Анализ и систематизация научных источников свидетельствует о том, что большинство ученых, исследуя моббинг, описывали явление группового, длительного и систематического травля кого-то из членов коллектива с целью ослабления его позиции в группе или даже вытеснение из нее.
Аналитический обзор состояния изученности проблемы свидетельствует об отсутствии согласованности и единого подхода в раскрытии содержания составляющих моббинга, что обусловлено дифференциацией и новизной предмета научных изысканий.
Подводя итоги анализа, следует отметить, что наиболее широко ученые исследовали моббинг на рабочем месте и охарактеризовали все его составляющие: причины, процесс, моббинг-действия, последствия, превенцию. Аспекты моббинга в школьной среде не в полной мере рассмотрены в тематической научной литературе и требуют более тщательного изучения.
Считаем, что результатом дальнейших научных исследований по данной проблеме должны стать закономерности моббинга в школьной среде, предпосылки, причины его возникновения, последствия воздействия явления на личность, методика социально-педагогической профилактики процесса.

Ещё поделка  Подготовка студентов-филологов

Читайте также: