Исследование взаимосвязи индивидуальных психологических особенностей и ценностных ориентаций дошкольника

Статья посвящена проблеме становления ценностных ориентаций старшего дошкольника. В статье акцентируется внимание на особенностях связи индивидуальных психологических особенностей ребенка, а именно свойств нервной системы, самооценки, уровня тревожности и ценностных ориентаций.

Детство — эпоха в жизни ребенка, в которой закладываются основы его личности, которые на протяжении последующей жизни только «шлифуются». Этот жизненный период направлен на всестороннее обеспечение наиболее благоприятных условий для такого становления личности ребенка, в которых она растет активной и здоровой с устойчивой системой ценностных ориентаций, которая обеспечит нормативное развитие личности ребенка как члена современного общества. Становление ценностных ориентаций старшего дошкольного сложный процесс, который проходит несколько стадий: восприятие, идентификация, интериоризация. Так, первая, из указанных, в значительной степени будет определяться индивидуальными особенностями, ведь внешние воздействия имеют разное значение для каждого ребенка.
Исследование структуры смысловой сферы старшего дошкольника позволило сделать выводы о неоднородности ее структуры у детей 6-летнего возраста, в свою очередь позволяет предположить о значительных индивидуально-психологические различия в ее становлении.
Исследованием взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуально-типологическими особенностями в юношеском возрасте занимались Н.О.Волкова, К.Д.Шафранська, Т.Г.Суханова. Характер связи свойств нервной системы и особенностей становления структурных элементов смысловой сферы дошкольника достаточно не изучены. Поэтому целью нашей работы является исследование характера связи индивидуальных психологических особенностей старшего дошкольника и его ценностных ориентаций.
Для исследования особенностей связи между индивидуальными психологическими особенностями и ценностными ориентациями дошкольника предлагаем взять лишь те ценности, которые, по нашему мнению, обеспечивают ценностно-смысловую готовность к обучению, а именно: ценность здоровья, ценность активного, продуктивного жизни, ценность познания , образованности, воспитанности, ценность волевой саморегуляции.
Диагностика сформированности ценностной сферы старшего дошкольника (тест животных Заззо; методики Н.Непомнящои «Картинки предметные», «Три вопроса», «Неопределенная рассказ»), которая охватила 99 детей 6 лет, показала, что только четыре ценности, с указанного перечня входят в структуру актуальной динамической смысловой системы ребенка. Так, ценность здоровья диагностирован у 31,31% от общего количества выборки, ценность активного, продуктивного жизни — в 64,6%, ценность образованности — в 19,19%, ценность воспитанности — в 28,28% выборки. Поэтому в нашем исследовании сосредоточим внимание на этих четырех ценностях.
Учитывая природу ценностных ориентаций, необходимо отметить важность исследования индивидуальных особенностей по реагированию ребенка на все внешние воздействия, которые ребенок испытывает сознательно и бессознательно, в значительной степени определяют процесс организации ее социализации. К таким особенностям необходимо отнести тип нервной системы, который определяет эмоциональные проявления, особенности мотивации, волевые процессы и тому подобное.
Исследование проявлений темперамента было прове-дено с помощью опросника А.Томаса и С.Чесса. Данная методика предусматривает составление портрета ребенка с такими поведенческими проявлениями темперамента: активность, регулярность (ритмичность), реакции на новые стимулы, адаптивность, порог чувствительности, интенсивность реакции, положительный фон настроения, отвлечение, настойчивость и продолжительность внимания. Каждая шкала позволяет выявить доминантные проявления, а следовательно те, которые являются ведущими в регуляции поведения и деятельности ребенка. Так, дети с доминантной чертой характера «активность» ориентированы на интенсивное общение со сверстниками, они нуждаются коллективного взаимодействия, что обеспечивает быструю адаптацию их к новой социальной среде. У таких детей, по результатам исследований ведущими оказались ценности «активную жизнь» (32%) и ценность «здоровье» (28%). Однако они более склонны к конфликтам с детьми из собственного коммуникативного пространства. Ценность «воспитанность» составила лишь 16% от общей представленности всех четырех ценностей. У детей, которые отмечались как робкие и нерешительные, ведущей есть черта характера «порог чувствительности». Такие дети в основном наблюдают за игрой детей с стороны редко проявляют самостоятельность во включении во взаимодействие со сверстниками. У них диагностированы только две ценности из указанного перечня, а именно: ценность «воспитанность» (33%), «образованность» (66,7%).
Все четыре ценности были диагностированы у детей с такими доминантными чертами характера как: активность, ритмичность, что позволяет говорить о важности этих черт характера для становления ценностных ориентаций.
Статистическая обработка выявила следующие корреляционные связи между ценностями и чертами характера: ценность активной жизни — активность; ценность воспитанность — ритмичность; ценность здоровья — активность; ценность образованность — активность, адаптивность, порог чувствительности.
Расчет корреляционных коэффициентов прово-дился с помощью критерия К.Пирсона, позволивший сопоставить особенности наличии ценностной ориентации в группе детей с доминирующей определенной чертой характера. Вероятностное ценностных ориентаций оказался неравномерным, так х 2 (ценность активного производительного жизни) = 19,47 (р <0,05, р = 15,507), х 22 (ценность воспитанность) = 26,83 (р <0,01, р = 20,090), х 23 (ценность здоровья) = 37 (р <0,01, р = 20,090), х 24 = (ценность образованность) = 18,17 (р <0,01, р = 20,090). Учитывая это, можно утверждать, что между ценностными ориентациями ребенка и чертами характера существует связь.
Все это позволяет рассматривать темперамент как прогностический фактор становления ценностных ориентаций ребенка, ведь его особенности в значительной степени определяют модели деятельности, направляют активность ребенка в различных сферах жизнедеятельности. Зная особенности характера ребенка, родители и воспитатель должны создавать условия для реализации «модели хорошей соответствия», которая предполагает не просто учета индивидуальных свойств темперамента ребенка, а органическое взаимодействие с ней, что обеспечивает активизацию наиболее адаптивных ее сторон и подавления асоциальных.
Дошкольные годы — начальные ступени в становлении личности ребенка, которые закладывают основу произвольности и саморегуляции. В эти годы происходит становление осознание ребенком самого себя, оценка своих поступков и поступков других людей, соотнесения их между собой. Самооценка ребенка формируется путем интериоризации оценочных суждений взрослых, причем оценка одного поступка, действия, или даже внешнего вида воспринимается как личностная. Детям старшего дошкольного возраста трудно отделить самооценку собственного физического «Я» от самооценки социального «Я». Для ребенка 6-7 лет хороший значит хороший, что свидетельствует о большом значении внешности как своей (в самооценке), так и другого человека. Старший дошкольник обычно идентифицирует себя с красивым ребенком, считая ее хорошим и добрым. Вышеупомянутое может быть свидетельством доминантности ценности красота в структуре различных динамических смысловых систем. Так, указанная ценность диагностировано у 67% выборки. Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста в основном высокая, что можно объяснить недостаточными когнитивными способностями к выявлению причин своих успехов. Так, только 15% детей от общего количества выборки (n = 99) имеют средний уровень самооценки, а остальные — 85% — высокий, или очень высокий уровень (методика Р.С.Немова «Какой Я»). Таким образом, можно сделать вывод, что высокая самооценка дошкольника является возрастной особенностью его «Я-концепции». Мы предполагаем, что эта возрастная особенность самооценки обеспечивает решительность и активность старшего дошкольника, его ориентацию на успех в случае недифференцированной оценки сложности задачи, за которое он берется. Анализ исследования самооценки детей старшего дошкольного возраста и исследуемых нами ценностных ориентаций позволил дать характеристику каждого из трех диагностируемых уровней самооценки.
Результаты исследования выявили значительные различия в сформированности ценностной ориентации «активное продуктивную жизнь» у детей с высоким и средним уровнем самооценки и при сопоставлении группы детей с очень высокой самооценкой и группы детей со средней самооценкой. Для сравнения показателей сформированности этих ценностных ориентаций в группах детей с разным уровнем самооценки мы воспользовались критерием Фишера. Так, для первого случая (группа детей с высокой самооценкой — группа детей со средней самооценкой) ФЭМП = 6,55, для второго (группа детей с высокой самооценкой — группа детей со средней самооценкой) ФЭМП = 3,5. По результатам статистических подсчетов можно утверждать, что между группой детей со средней самооценкой существуют достоверные различия в сформированности ценностной ориентации «активное продуктивную жизнь» с группами детей с высокой и очень высокой самооценкой: судьба детей из сложившейся ценностной ориентацией «активное продуктивную жизнь» в группах детей с высокой и очень высокой самооценкой больше, чем в группе детей со средней самооценкой. Таким образом, особенности становления ценностных ориентаций связанные с уровнем самооценки старшего дошкольника.
Старший дошкольник уже способен предвидеть возможные последствия своих действий путем эмоциональной саморегуляции, которая снижает возможность образования сильных негативных эмоций. Его опыт взаимодействия с социальной средой составил основу образования устойчивых эмоциональных отношений с каждой группой: сверстников, взрослых, причем взаимодействие с каждой группой для детей может иметь разное значение. Мы предполагаем, что такие взаимоотношения выстраиваются на основе различных ценностных ориентаций. Для исследования роли группы сверстников и группы взрослых мы воспользовались проективным тестом тревожности Р.Теммл, М.Дорки, В.Амен. Учитывая, что сильные эмоции сигнализируют о значимых для ребенка обстоятельства ее жизни, значительное внимание мы уделили группе картинок, на которых изображены ситуации взаимодействия в системе «ребенок-ребенок» и «ребенок-взрослый», которые имеют разное смысловое наполнение и отражают эмоциональный опыт ребенка в определенной сфере отношений. Так, высокий показатель индекса тревожности отношений «ребенок — ребенок» или индекса тревожности отношений «ребенок взрослый», может свидетельствовать, по нашему мнению, о важное место в жизни ребенка этих отношений. Общая тревожность, по нашему мнению влияет на активность ребенка, ведь может быть причиной как агрессивной, так и нерешительным поведения, которое в свою очередь может сказываться на процессе становления ценностных ориентаций. Возможно, в случае высокого индекса тревожности, есть и вариант с конфликтом ценностных ориентаций ребенка, определяется в их несформо- ности, и может быть причиной как гипертрофированного (гипотрофованого) типа организации семейного воспитания, так и показателем неадекватной (завишеной/заниженной) самооценки, внутриличностного конфликта. Так или иначе это свидетельствует о неадекватном становления смысловой сферы ребенка.
По результатам исследования тревожности детей (71,7%) имеют высокие показатели тревожности в системе отношений «ребенок — ребенок». Так, при среднем показателе общей тревожности в 55,9%, средний показатель тревожности в системе отношений «ребенок — ребенок» — 39,7%. Таким образом, можно предположить, что для ребенка старшего дошкольного возраста взаимоотношения с другим ребенком являются определяющими. Так, высокие показатели индекса тревожности в системе «ребенок-ребенок» могут быть полярно интерпретированы, а именно: негативная реакция ребенка на изображение ситуации, моделирующей взаимодействие детей может свидетельствовать о ситуативной сложность выстраивания их для этого ребенка при наличии потребности в них, или же демонстрировать отсутствие потребности ребенка в тесном взаимодействии с другими детьми, стремление к уединению, однако в этом случае такое поведение ребенка может быть оценена положительно если одиночная активность ребенка продуктивный и конструктивный.
Данные, позволяют говорить о неодинаковый уровень сформированности ценностных ориентаций у детей с различными показателями тревожности в системе отношений «ребенок — ребенок» и в системе «ребенок — взрослый». Так, высокий процент сформированности ценности «активность и производительность жизни» обнаружено в группе детей с высоким показателем индекса тревожности в системе «ребенок-ребенок» (53, при п = 71), тогда как в группе детей с высоким показателем индекса тревожности в системе » ребенок-взрослый «указана ценность диагностировано лишь у 10 детей (п = 24). Разногласия, которые мы получили при статистических подсчетах с помощью критерия Фишера, подтвердили связь между ценностными ориентациями старшего дошкольника и характером тревожности в системах отношений «ребенок — ребенок» и «ребенок — взрослый «. Полученные данные позволяют говорить о том, что для детей с ориентацией на отношения с другим ребенком важно активность и производительность, которые, по нашему предположению, обеспечивают высокий социальный статус в группе сверстников; дети для которых доминантными являются отношения с взрослыми требуют от себя и партнера во взаимодействии соблюдения правил поведения, которые обеспечивают уважение и внимание друг к другу, а также наличие знаний и умений их использовать, что поддерживает взаимозаинтересованность партнеров.
По итогам исследования можно сделать следующие выводы:
1. Одним из факторов, определяющих сформированность ориентаций старшего дошкольника на ценности здоровья, активного, продуктивного жизни, образованности, воспитанности являются свойства нервной системы.
2. Высокий уровень самооценки ребенка старшего дошкольного возраста обеспечивает его активность и решительность даже в новых условиях, а потому находится во взаимосвязи с ценностью активного и продуктивной жизни.
3. Характер отношений ребенка с другими детьми и со взрослыми влияет на становление ее ценностных ориентаций. Так, приоритетность отношений со сверстниками коррелирует с ценностной ориентацией «активное продуктивную жизнь», а приоритетность отношений с взрослыми — с ценностными ориентациями «воспитанность», «образованность».
Дальнейшее исследование видим в разработке программы формирования ценностно-смысловой готовности старшего дошкольника к обучению.

Ещё поделка  Распространенные ошибки в воспитании детей

Читайте также: