Школьная математика и методика ее обучения, необходимые знания учителя

17c0bc80Сегодня содержательное наполнение программы по математике для средней школы реализует компетентностный подход к обучению. То есть, одной из главных задач школьного курса математики является обеспечение условий для достижения каждым учеником соответствующих компетенций: процедурных, логических,
технологических, исследовательских и др. Изменение в содержании и структуре образования также требует решения проблем методической подготовки студентов — будущих учителей математики, а именно: их умение организовать учебный процесс как педагогическое взаимодействие, направленное на развитие личности ученика.
Курс «Школьная математика и методика ее обучения» относится к той части учебного плана педагогического вуза, которая обеспечивает методическую подготовку будущих учителей. Так, наблюдения за работой молодых учителей дают основание утверждать, что они в большинстве своем не могут в полной мере реализовать полученные во время обучения в высшей школе знания и умения, также такие аспекты педагогической деятельности учителя математики в школе, не были рассмотрены во время обучение. Молодые учителя неуверенно чувствуют себя при выполнении методического анализа темы, при постановке задач к каждому уроку, их реализации на уроке, слабо ориентируются в подборе системы упражнений, не анализируют свои уроки и не вносят коррективы в следующий. Вполне естественно, что одной из причин таких трудностей является недостаточная подготовка студентов во время обучения в педвузе. Итак, поскольку подготовка учителя математики состоит из такой важной компоненты, как методическая подготовка, крайне необходимо решение вопросов о совершенствовании дидактики курса школьной математики и методики ее преподавания в средней школе. Для того, чтобы иметь возможность управлять качеством подготовки студентов по этому курсу, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого из них, то есть необходима соответствующая диагностика уровня подготовки студентов.
Одним из путей реализации такого подхода является конструирование «входных» разноуровневых задач и тестов. Содержанием «входного» теста являются задачи, с помощью которых можно установить актуальный уровень знаний студентов. Выявлении факторы «входного» тестирования является предпосылкой введения методов дальнейшего активного обучения, включение в занятия типовых и нестандартных педагогических задач, ролевых игр, различных видов тренинга и тому подобное. Кроме того, анализ результатов тестирования позволяет на основе разработанных критериев сделать определенные выводы относительно уровня профессиональной подготовки студентов и спроектировать содержание индивидуальных программ их подготовки из школьного курса математики. Поскольку студенты, приступают к изучению курса «Школьная математика и методика ее обучения» уже знакомы с основами дидактики средней школы, то «входной» тест целесообразно составлять из двух субтестов. Первый субтест включает задания, выявляющие умение студентов решать типовые и нестандартные задачи по математике. Эти задачи охватывают все базовые темы школьного курса математики: тождественные преобразования алгебраических и трансцендентных выражений, алгебраические уравнения и системы уравнений, алгебраические неравенства и системы неравенств, тригонометрию, прогрессии, иррациональные уравнения и системы уравнений и неравенств, показательные и логарифмические уравнения, системы уравнений и неравенств , начала анализа и вопросы по геометрии. Второй субтест содержит задания, направленные на выявление знаний и умений студентов по основам дидактики средней школы: планирование своей работы в соответствии с программой, умение управлять учебно познавательной деятельностью учащихся, умение оценивать и контролировать внеклассную работу по математике и тому подобное. Анализ индивидуальных результатов тестирования дает возможность установить соответствие как имеющихся знаний из школьного курса математики так и уровня сформированности мышления студентов. Кроме того, результаты тестирования (второй субтест) позволяют сделать выводы относительно знаний студентами основных вопросов дидактики средней школы. Теперь преподаватель имеет возможность индивидуализировать процесс обучения студентов, выделить группы студентов:
— Первая объединяет студентов с высокими математическими и дидактическими умениями;
— Вторая группа — студенты, имеющие высокие математические умения и менее выражены дидактические;
— Третья группа — студенты, имеющие высокие дидактические умения и менее выражены предметные;
— Четвертая группа — с низкими знаниями теории школьной математики и дидактики.
Результаты изучения состояния подготовки студентов дают основание сформулировать основные методические принципы проведения курса «Школьная математика и методика ее обучения», которыми будем считать следующие:
— Изучение любой темы начинать с рассмотрения соответствующих вопросов школьного курса математики;
— При рассмотрении каждого вопроса указывать тот минимум знаний и умений, который должен быть достигнут учащимися, а также тот уровень, который можно считать высшим для учащихся школ и считать обязательным достижением каждым студентом этого уровня; высоким уровнем сложности считать такие упражнения, которые предлагаются на факультативных занятиях, также такие упражнения, которые требуют углубленного математической подготовки;
— Особое внимание уделять решению задач типичных для школьного курса математики;
— Если задача решается несколькими способами — обсудить каждый из них;
— Предлагать студентам задачи: сформулировать в явном виде основные алгоритмы школьного курса, отобрать упражнения для формирования алгоритма, выделять базовые знания и умения учащихся, предлагать изучить различные методы решения упражнений;
— Решать методические задачи типа: учитель заметил некоторый путь решения задачи, а ученик предлагает другой, какой может быть реакция учителя; определить ошибки в решении и которые; при решении упражнений особое внимание уделять путям поиска решения, в явном виде выделять те соображения, которые применялись при решении.
Такой подход, сформированный у студентов в процессе обучения, позволяет студентам в дальнейшем творчески применять свои знания.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Исследование взаимосвязи индивидуальных психологических особенностей и ценностных ориентаций дошкольника

Похожее ...