Особенности превентивной деятельности практического психолога в образовательной среде

2Анализ проблемы становления полноценной личности указывает на то, что часто деформации развития личности берут свое начало с детства. Особенно важным этот аспект проблемы предстает в психическом и психологическом развитии человека, побуждает ученых к разработке новых теорий, связанных с обеспечением гармоничного развития личности и сохранением его здоровья. В связи с неизбежными в новых условиях развития социально-психологическими, социально-экономическими кризисами, закономерно, что правительства многих стран, оценивая перспективы развития, сталкиваются с необходимостью разработки специальных национальных программ укрепления и развития здоровья населения. Важной внимания в такой период нуждаются дети и подростки, поскольку социально-политические кризисы общества наносят особого вреда психическому и психологическому здоровью подрастающего поколения страны.

За последние годы собрана значительное количество разнообразного материала, который позволил расширить представление о месте и роли специалиста-психолога, который занимается проблемами развития личности в детстве. В то же время, как в теории, так и на практике, недостаточно полно представлен тот аспект, который может быть обозначен как превентивная психология развития личности. Основная цель практической психологии, которая занимается проблемой развития ребенка в дошкольном и школьном детстве, — предупредить возможное неблагоприятное развитие личности, а именно: на основании профессиональных знаний, которые уже есть, организовать работу по оказанию своевременной помощи развивающейся; защитить развитие личности от неблагоприятных тенденций; сохранить психологическое и психическое здоровье ребенка, развивается в тех или иных социокультурных условиях. Особая ответственность за развитие и полноценное взросления ребенка возлагается на значимых взрослых — родителей, воспитателей, педагогов. Сегодня не требует дополнительных доказательств утверждение, что только в сотрудничестве семьи и дошкольного учреждения возможно осуществление эффективного влияния на развитие личности ребенка, но только в том случае, когда значимый в жизни ребенка взрослый не равнодушен свидетелем в жизни ребенка.
Доказано, что расстройства психического здоровья чаще указываются в детей, находящихся в ситуации дисгармоничных взаимоотношений со взрослыми. Во многих семьях возникает множество конфликтов, причиной которых является психологическая глухота родителей, супругов, неумение и нежелание услышать друг друга, понять, простить, уступить тому подобное. В связи с этим целенаправленная деятельность образовательного учреждения, и, в первую очередь, психологической службы, с семьей представляет собой чрезвычайно актуальной и значимый направление деятельности в системе образования. Поэтому одним из ключевых направлений деятельности психологической службы образовательного учреждения является психологическая просвещение. Она предусматривает формирование у родителей, педагогов и администрации потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития детей на каждом этапе детства, а также в своевременном предупреждении возможных отклонений в становлении личности.
Положение превентивной психологии развития личности как «ведущей» деятельности существенно влияет на направленность и основное содержание всех видов деятельности практического психолога. Главная идея — перенаправление активности от «идеологии скорой помощи», «помощи по запросу», в рамках которой психолог получает заказ по факту уже имеющейся проблемы, к «идеологии предупреждения, прогноза». В частности, имеется в виду, что специалист использует диагностическое обследование, консультирование или просветительскую деятельность в первую очередь для того, чтобы предупредить возможные проблемы в психологическом и психическом здоровье ребенка.
Профессиональная деятельность психолога, направленная на предупреждение возможного неблагоприятного развития личности, включая следующие аспекты: научный — обеспечивает поиск и определение объективных критериев и условий психического здоровья, разработку научных основ создания программ превентивной деятельности; прикладной — обеспечивает исследования развития личности в определенных социокультурных условиях, разработку и внедрение превентивных программ; практический — реализация превентивных программ в определенных социокультурных условиях через систему психопрофилактической деятельности; организационный — подготовка и проведение профилактической работы в определенном образовательной среде.
Значительная часть проблем в развитии появляется у ранее здоровых детей. Именно в этом смысле практический психолог учебных заведений должно сосредоточить свои профессиональные усилия на превентивной деятельности: проводить анализ и профессиональную экспертизу всего того, что может нанести ущерб психическому здоровью ребенка, осуществлять на этом основании профессиональные оперативные меры предупредительные характера с целью сохранения психического и психологического здоровье детей, развивающихся в определенных социокультурных условиях.
Большинство научных работ доказывает, что психологически здоровые дети, в первую очередь, развиваются во взаимодействии и общении с родителями, которые имеют высокоразвитое чувство самосознания, способны принять ребенка таким, какой он есть, с его чувствами и поступками. Исходя из этого превентивная деятельность в работе с родителями предусматривает следующее:
— Психолого-педагогическое образование и самообразование родителей;
— Самоисследования и самопознания каждого из родителей;
— Развитие наблюдательности и адекватного восприятия своих детей;
— Развитие умения родителей выслушивать своих детей;
— Сознание и корректность в застуванни установок, распоряжений, их постепенное сокращение;
— Предоставление детям свободы выбора и возможности обдумать свои поступки;
— Умение взрослых взаимодействовать и общаться с ребенком по принципу «сосуществования» потребностей родителей и потребностей детей и тому подобное.
Таким образом, превентивная деятельность практического психолога с родителями связана с особенностями детско-родительских отношений и в основном осуществляется через такие ее виды как психологическая просвещение и психологическое консультирование.
В связи с тем, что большая часть детей посещает учебные заведения и находится там большую часть своего времени, в практических психологов существует реальная возможность обеспечить психолого-педагогические условия, отвечающие требованиям безопасности психического здоровья детей. Именно поэтому деятельность психологической службы образования может рассматриваться как превентивная. На сегодняшний день основная проблема заключается в разработке и реализации программ такой работы.
Знание закономерностей развития, выделение отдельных критериев психологического и психического здоровья личности, его нормы, позволяющие выбрать адекватную стратегию и тактику, находить оптимальные методы своевременного предупреждения возможных проблем. Конкретные программы такой деятельности могут быть ориентированы на разные цели. Одни из них направлены на предупреждение локальных проблем, которые характерны для определенного этапа, значимые для успешности усвоения определенной деятельности. Другие — охватывают значительный период развития, в частности от рождения ребенка к самостоятельной жизни.
Общая программа превентивной деятельности должен включать психопрофилактическое компонент, блок превентивной психологической просвещения и консультирования, превентивную развивающую работу с детьми.
Схема построения программы превентивной деятельности предусматривает следующие элементы:
1. Название программы.
2. Теоретическое и методическое обоснование всей программы.
3. Основное содержание программы (цель — ожидаемый результат, предмет деятельности — психологические характеристики, личностные и межличностные феномены, критерии эффективности, методы, развернутый или схематическое описание процесса — этапы, последовательность действий, виды и формы работы)
4. Приложения (диагностические методики, приемы консультативной практики, конкретные программы просветительской работы и т.п.).
Таким образом, практический психолог — это специалист по превентивной деятельности, обеспечивает психологическую безопасность ребенка в образовательной среде различных типов, а учебные заведения — оптимальную среду для развития психологически здоровой личности.

Ещё поделка  Школьная математика и методика ее обучения, необходимые знания учителя

Читайте также: