Обучение и образование одарённых школьников

546_104802В последние десятилетия в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоемких технологий невозможен без сохранения интеллектуального потенциала общества, что в свою очередь требует изменения отношения педагогов к ученикам, которые проявляют неординарные способности.
Наша страна имеет многолетний опыт обучения таких детей по углубленным программам в специализированных учебных заведениях, эффективность которого пфдтверджують результаты международных олимпиад и конкурсов. Но не все одаренные ученики учатся в профильных классах, обусловлено многими факторами (удаленность школы желаемого профиля от места проживания, желание родителей и др.). При большом интереса к проблемам одаренности, творческое обучение и развитие школьников с общей одаренностью в условиях общеобразовательного учебного заведения (школа) является одним из самых апробированных явлений в современной психолого-педагогической науке. Особенно это касается естественного образования одаренных учащихся, что подтверждают результаты анализа литературы и изучение опыта деятельности учителей естественных дисциплин. Практика показывает, что не подготовлены к работе с высокоинтеллектуальными детьми учителя естественных дисциплин часто используют единую тактику обучения — количественное увеличение задач, можно объяснить методической неподготовленностью к обучению этой категории учащихся. Недостаточное количество разработок теоретических и прикладных аспектов проблемы обусловила выбор темы исследования.
Задачей статьи является определение путей создания единого образовательного пространства для обучения одаренных детей естественным дисциплинам в условиях общеобразовательного учебного обучения.
Одаренность определяют как интегральную динамических свойство личности, не сводится к интеллекту, креативности или когнитивных функций. Учеными доказано, что опережение сверстников в интеллектуально-творческом плане у одаренных детей часто сочетается со средним уровнем психосоциального или физического развития. Поэтому система обучения одаренных учащихся естественным дисциплинам должна учитывать как дидактические требования к преподаванию этих дисциплин, так и психологические особенности развития таких детей.
Требования к психологической атмосферы занятий обусловлены психологическими проблемами адаптации, которые возникают в интеллектуально одаренных детей, а именно:
1) по отношению к школе в результате нелюбопытства учебных программ;
2) расхождение интересов одаренного ребенка со сверстниками;
3) отказ от конформизма, если стандартные требования кажутся бессмысленными;
4) погружение в философские проблемы;
5) несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием;
6) перфекционизм, как следствие -ощущение неудовлетворенности;
7) сверхчувствительность (большая восприимчивость к сенсорным стимулам, провоцирующим склонность к критическому отношению к себе и к окружающим);
8) потребность во внимании (монополизация внимания учителей вызывает недовольство других детей).
Результаты нашего исследования показали, что для решения вышеупомянутых проблем и создание наиболее благоприятных условий для раскрытия индивидуальности одаренных учащихся в процессе изучения естественных дисциплин, необходима интеграция образовательных ресурсов базовой и дополнительного образования. Такая двухкомпонентная модель обучения предполагает решение следующих задач:
1)удовлетворение и развитие познавательных и выборочных интересов;
2) поощрение и развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к самостоятельному познанию и обучения;
3) развитие коммуникативной сферы.
Создание единого образовательного пространства основной и дополнительного образования должно базироваться на основе удовлетворения и развития познавательной активности учащихся, обеспечит становление самостоятельной исследовательской деятельности. Производительность метода исследования как единицы обучения обусловлена ​​соотношением этапов производительности акта мышления с содержанием этапов проведения исследования (мотивация, исследования, обмен информацией, организация, синтез информации, оценка, подведение итогов, рефлексия, применение, постановка новых вопросов).
Применение метода исследования и проблемно-диалогических форм обучения на уроках способствуют как расширению интересов, стимулированию осознание собственных интересов и постановки вопросов для самостоятельного углубленного исследования, развития исследовательских умений, так и навыков совместной работы. Следует отметить, что обучение будет продуктивным, если учителем создаются условия для возникновения вопросов, удовлетворение познавательных потребностей, обеспечения высокого уровня насыщенности содержания обучения, дифференциации и индивидуализации, а также обеспечение эмоционального благополучия одаренного ребенка. Эффективность обучения повышается, если исследования, которые проводились на уроках по естественным дисциплинам, продолжаются в системе школьного дополнительного образования. В процессе полевых исследований, исследований в летних выездных экспедициях происходит как расширение и углубление базового содержания обучения, так и максимальное удовлетворение индивидуальных потребностей (развитие и стимулирование которых обеспечивается на уроках). Кроме того, в процессе подготовки к экспедиции, обсуждение ее результатов, организации представления ее результатов всем ученикам школы, создается разновозрастная «сообщество одаренных», участие в которой положительно влияет на эмоциональное, социальное и коммуникативное развитие, помогает в решении индивидуальных проблем, возникают в этих сферах, социальной адаптации одаренных детей и тому подобное.
В образовательном пространстве целесообразным является внедрение и других форм дополнительного образования одаренных детей, в том числе:
1) индивидуальное обучение или обучение в малых группах;
2) работа с исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества;
3) очно-заочные школы;
4) каникулярные сборы, лагеря, творческие лаборатории;
5) система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад.
Двухкомпонентная модель обучения предоставляет каждому одаренному ребенку возможность свободного выбора образования, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Различные модификации метода исследования обеспечивают решение широкого круга вышеупомянутых задач.
Перспективу развития основных идей исследования мы видим в разработке технологий исследовательской деятельности для различных возрастных групп одаренных учеников.

Ещё поделка  Динамика развития внеурочной работы с учащимися при изучении естественных дисциплин

Похожее ...