Динамика развития внеурочной работы с учащимися при изучении естественных дисциплин

3.9_kak_nauchit_rebenka_chitatВнеурочной следует считать такую ​​работу, которая выполняется учениками вне обязательными уроками. Достаточно часто употребляемое понятие внеклассная работа, не достаточно удачным, ведь за пределами класса, если под ним понимать соответствующую 14 комнату школьного помещения, может проводиться и урок, например урок-экскурсия на завод, ферму, и обычное занятие на пришкольных участках, и много другое. Если же слово класс понимать в другом его значении, в частности как формальную группу учеников, то неточности существуют и в данном случае, ведь вся эта группа может принимать участие в работе школьного кружка, занятия которого к тому же может проводиться после окончания уроков и в той же классной комнате. Поэтому, если мы хотим педагогику считать наукой, то следует придерживаться точности в используемой терминологии. Представьте, себе, что в математике одни будут считать, что синусом угла прямоугольного треугольника есть отношение противолежащего катета к гипотенузе, а другие под синусом того же угла будут понимать отношение прилежащего катета к гипотенузе, то дальше о принадлежности мате математики к науке говорить будет нельзя.
В чем же разница между обычными уроками и внеурочной работой по определенному предмету? Конечно же, не только в сроке ее проведения — после или до уроков. Содержание урока регламентируется соответствующими программами и во времени. Содержание внеурочной работы определяется запросами определенной группы учащихся, возможностями учителя, материальной базой и тому подобное. Под это и создавались соответствующие учебные программы. Участники внеурочной работы определяют и корректируют и время ее проведения, что является достаточно удобным для учителей, учеников и их родителей.
Если говорить об истории учреждения внеурочной работы, то можно считать, что она идет впереди уроков, ведь обучение было и до введения урочной формы. Однако согласно приведенного выше определения, о ней можно говорить только после того, как появились сами уроки. Однако организация серьезной внеурочной работы приходится на 40-60 годы 19-го века. В школах появились предметные кружки. Дополнительно были созданы соответствующие образовательные учреждения (станции юных техников, натуралистов, туристов, дворцы пионеров), функционирование которых и сосредоточено на внеурочной деятельности школьной молодежи.
В то же время хочется отметить и особенность внеурочной работы того времени. В основном ученикам предлагалось воспроизводящая, репродуктивная деятельность, в ходе которой развивались в основном ремесленные способности. На это ориентировали и известные и доступные для всех тогдашние издания: журналы «Юный техник», «Техника молодежи», «Моделист-конструктор» и др. А еще больше оказала влияние концепция образования, ориентированная на передачу учащимся знаний, формирование у них соответствующих умений и навыков. Только смелые люди могли выйти за пределы того, что он них требовалось и заниматься развитием исследовательских и творческих способностей человека. А именно благодаря этим способностям в мире появляются новые знания, новые устройства и технологии, новые произведения искусства и тому подобное. Результаты такого подхода проявились в нашем отставании в развитии и конкурентоспособности. Мы это понимаем, но «воз и ныне там» — до сих пор достижения учащихся в системе образования оцениваются по их знаниями, умениями и навыками их использования в известных ситуациях. Все остальное, как бы и нужно, но не обязательно …
Однако уже более несколько десятилетий назад появлялись ростки нового, того, что выводило наше подрастающее поколение за пределы существующего. Начали говорить о развитии исследовательских и творческих способностей учащихся. В отдельных школах начали создавать школьные научные общества, или хотя бы отдельные кружки, ориентированные на деятельность, которая выходила за пределы простого воспроизводства. Интересно, что в восьмидесятых годах прошлого века это было поддержано центральной организацией молодежи бывшего Советского Союза (ЦК ВЛКСМ) и профессиональными союзами. С их совместного письменного распоряжения при мощных предприятиях начали создаваться клубы юных техников. Примером является клуб юных техников при Черниговском заводе автомобильных запчастей.
В последние годы на территории бывшего Советского Союза проводятся национальные этапы Международных конкурсов Intel-Tehno и Intel-Eko. Наши ученики в настоящее время у них еще не достигают весомых результатов, ведь есть определенные проблемы как научного уровня, так и в плане общения на английском языке. Однако это не является главным. Как член жюри национального этапа конкурса Intel-Tehno могу сказать о том, что у нас до сих пор преобладает репродуктивная, а не творческая деятельность. Иногда кажется, что наши учителя не верят в то, что ребенок может быть способной к созданию оригинального продукта.

Ещё поделка  Любите ли вы своих детей?

Похожее ...